Герб

Комитет по защите и развитию конкуренции
Министерства национальной экономики Республики Казахстан

Официальный интернет ресурс

010000 Нур-Султан,
ул. Мангилик Ел, 8 подъезд 7
Телефон канцелярии: +7 (7172) 74-34-01, 74-96-64

Архив новостей

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Требуем отмены реализации сжиженного нефтяного газа (далее – СНГ) через электронные торговые площадки (далее – ЭТП). Просим рассмотреть варианты прямой продажи от Заводов производителей газосетевым организациям, с целью исключения бюрократических проволочек и пресечения получения выгоды третьими лицами.

Ответ: Реализация сжиженного нефтяного газа (далее - СНГ) через электронные торговые площадки предусмотрена нормами Закона РК «О газе и газоснабжении» (далее - Закон). При этом, реализация государственной политики в сфере газа и газоснабжения отнесена к компетенции уполномоченного органа в лице Министерства энергетики РК (далее - МЭ РК).
Согласно действующему законодательству в области газа и газоснабжении предусмотрен полный переход к реализации СНГ через электронные торговые площадки с 2021 года, что соответствует мировой практике перехода к биржевым торгам на рынках топливно-энергетического комплекса.
КЗРК полагает необходимым отметить, что организованные торги призваны обеспечить равный и недискриминационный доступ к ресурсам всем участникам рынка, в связи с чем снижают барьеры входа на рынок.
При этом, реализация товаров по двусторонним контрактам создает риски ограничения доступа и тем самым является фактором, искажающим конкуренцию.
В свою очередь, КЗРК в рамках своей компетенции осуществляет реализацию государственной политики в области защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности, в том числе выявление и пресечение необоснованного завышения цен субъектами рынка, ограничения доступа на рынок, необоснованного отказа в реализации, сговоров на рынке и т.д.
В случае наличия в действиях субъектов рынка признаков нарушения законодательства РК в области защиты конкуренции предусмотренные Кодексом, антимонопольным органом могут быть приняты соответствующие меры антимонопольного реагирования.

Вопрос: Требует, чтобы энергосбытовые компании осуществляли выставление счетов за электроэнергию, расходуемую на общедомовые нужды (далее - ОДН) в адрес кооператива собственников помещении (далее – КСК), а не напрямую потребителям.
Ответ: Согласно п. 15 Правил содержания общего имущества объекта кондоминиума (Приказ Министра национальной экономики РК от 19 февраля 2015 года № 108) собственники квартир несут расходы за коммунальные услуги, используемые на ОДН, на основании договора, заключенного непосредственно: 1) с услугодателем (энергоснабжающей организацией);  2) либо с органом управления объектом кондоминиума, при условии принятия общим собранием собственников квартир решения о заключении такого договора органом управления объектом кондоминиума с услугодателем. Таким образом, заявитель должен инициировать общее собрание собственников квартир и делегировать обязанность по осуществлению платежей за электроснабжение, расходуемого на ОДН органу управления объектом кондоминиума (КСК, управляющим жилыми домами либо иным юридическим лицам, осуществляющим управления объектом кондоминиума).

Вопрос: Является ли обязательным условием картеля - ограничение конкуренции?

Ответ: Нет. Картельное соглашение является абсолютно запрещённым и не требует доказывания ни экономической выгоды участия субъектов рынка, ни негативного влияния на конкуренцию.

 

 

Вопрос: Может ли быть освобождено от административной ответственности лицо, заключившее антиконкурентное соглашение?

Ответ: Согласно примечанию статьи 159 Кодекса РК «Об административных правонарушениях», субъект рынка, совершивший административное правонарушение в виде антиконкурентного соглашения или антиконкурентных согласованных действий, освобождается от административной ответственности при совокупном соблюдении следующих условий:

1) к моменту, когда субъект рынка заявляет антимонопольному органу об антиконкурентных соглашениях или антиконкурентных согласованных действиях, антимонопольный орган не получал информации о данных антиконкурентных соглашениях или антиконкурентных согласованных действиях из других источников;
2) субъект рынка предпринимает срочные меры по прекращению своего участия в антиконкурентных соглашениях или антиконкурентных согласованных действиях;

3) субъект рынка сообщает полную информацию о фактах антиконкурентных соглашений или антиконкурентных согласованных действий на протяжении всего расследования с момента заявления;

4) субъект рынка добровольно возмещает ущерб потребителям, причиненный в результате совершения антиконкурентных соглашений или антиконкурентных согласованных действий.

 

 

Вопрос: В чем осообенность сговоров на торгах?

Ответ: Подпункт 2) пункта 1 статьи 169 ПК РК содержит запрет на горизонтальные антиконкурентные соглашения, которые приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах. Таким образом, сговор на торгах - один из видов картеля, который несет негативное влияние как на интересы конечных потребителей, так и бюджет государственных и квазигосударственных заказчиков. Чаще всего сговор на торгах это соглашение между конкурентами об условиях участия на торгах, которое реализуется, например, посредством ограничения участия в процедуре торгов, когда конкуренты соглашаются воздержаться от участия в торгах или готовы отозвать свое предложение, чтобы победил определенный участник Другой пример, путем подачи неконкурентоспособного предложения, когда конкуренты соглашаются подать предложение с заведомо проигрышной ценой или неприемлемыми условиями, чтобы победил определенный участник.  

Вопрос: Что такое координация экономической деятельности? 

Ответ: В соответствии с пунктом 5 статьи 169 ПК РК, согласование действий субъектов рынка третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких субъектов рынка и не осуществляющим деятельность на том товарном рынке (товарных рынках), на котором (которых) осуществляется согласование действий субъектов рынка, признается координацией экономической деятельности.
Запрещается координация экономической деятельности субъектов рынка, способная привести, приводящая или приведшая к последствиям, перечисленным в пунктах 1–3 настоящей статьи.
Для квалификации нарушения субъекта рынка, как координация экономической деятельности иных субъектов рынка необходимы следующие условия:
1) наличие координатора;
2) координатор не должен осуществлять деятельность на том же товарном рынке, на котором осуществляется координация;
3) согласование действий субъектов рынка (координация);
4) последствия приведшие (либо которые могут привести) к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, установлению определенной ценовой политики и др.
При этом, у координатора должна быть власть над другими субъектами рынка, он не должен входить в группу лиц ни с одним из субъектов рынка, чьи действия он координирует, а также координатор не должен осуществлять деятельность на том же товарном рынке, на котором координируются действия других субъектов рынка.
Кроме того, экономическая координация предполагает наличие трех и более субъектов рынка: 1 координатор и как минимум 2 координируемых субъекта рынка, которые в свою очередь должны либо осуществлять продажу, либо приобретение товаров на одном товарном рынке, либо неконкурирующими по отношению друг к другу субъектами рынка, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом (поставщиком).